anotkin (anotkin) wrote,
anotkin
anotkin

Napoléon, Bourbon, Bonhomme. Диалектика сен-симонизма

I. 1779-й год. Великая Французская Революция. Анри Сен-Симон приезжает во Францию, принимает имя гражданина Бонома (фр. bonhomme — парень, простак) и отказывается от графского титула. В 1779-1781 гг. он принимает активное участие в революционных событиях и пишет: «В настоящее время нет больше сеньоров. Все мы совершенно равны, и, чтобы графский титул не привел вас к ошибочной мысли, будто я обладаю большими правами, чем вы, я навеки отказываюсь от этого звания, которое считаю более низким, чем звание французского гражданина...» (цит. по http://bibliotekar.ru/filosofia/54.htm).

II. 1808-й год. Правление Наполеона I. Автобиография «Жизнь Сен-Симона, описанная им самим»: «Я происхожу от Карла Великого. Отец мой назывался графом Рувруа де Сен-Симон, я являюсь ближайшим родственником герцо­га де Сен-Симона. <...>. Революция уже началась, когда я вернул­ся во Францию. Я не хотел в нее вмеши­ваться, потому что, с одной стороны, и без того был убежден в недолговечности старого строя, с другой стороны — я испытывал отвра­щение к разрушению».
1813-й год. «Труд о всемирном тяготении» Сен-Симон посвящает императору и предваряет письмом ему же.
1813 — 1816-й годы. «Очерк науки о человеке»: «Французская революция начинается не­много лет спустя после издания Энциклопедии; на поверхность, как пена, всплывает чернь; невежественный класс завладевает всей властью и вследствие своей неспособно­сти приводит к голоду среди изобилия.
Гениальный человек осуществляет поже­лания всех просвещенных людей, реформи­руя монархию и дав ей Сенат и Законодательный корпус в качестве конституционных ограничений».

III. 1821-й год. Реставрация Бурбонов, правление Людовика XVIII. Очерк «О промышленной системе», письмо королю: «Бонапарт понимал эту основную истину, пред­приняв восстановление феодальной и теологической системы. Он только сделал из нее ложное примене­ние, причиной чего была его бездарность в такой же и даже в большей мере, чем его честолюбие...».

220px-Henri_de_Saint-simon_portrait

PS. Недавно я подумал, что для того, чтобы попасть в антикоммунистический идеологический тренд, мне надо лишь поменять в своих работах пару акцентов — и мягкая, специфически методологическая критика социологизаторского перегиба вульгарного марксизма превращается в историю про извращение утопической традиции советскими тоталитарными историками. А ещё я ясно осознал, что лучшее место для талантливого социального философа в современном мире — должность внештатного идеолога внешней политики Соединённых Штатов. Маркс читает мой пост, смотрит на нас с Сен-Симоном и улыбается, ведь он давно писал об утопических социалистах: «Поэтому они постоянно апеллируют ко всему обществу без различия и даже преимущественно — к господствующему классу. <...>. Они все еще мечтают об осуществлении, путем опытов, своих общественных утопий <...> и для сооружения всех этих воздушных замков вынуждены обращаться к филантропии буржуазных сердец и кошельков».

PPS. Пост является лишь шутливым наблюдением. Туган-Барановский справедливо оценивал Анри Сен-Симона как «самую блистательную фигуру в истории человечества»; это мой любимый социальный философ, причудливый ум и искренний любитель человечества.

Tags: Маркс, Сен-Симон
Subscribe

  • Парадокс неожиданной казни

    А.Ноткин. 2010/5/19. В этой статье я рассмотрю пародокс, известный как парадокс неожиданной казни (или узника, или заключённого). В парадоксе…

  • Жан-Карл Марксо

    Сегодня мне приснился диалог: Жан-Жак Руссо: Карл, где были бы твои идеи социальной предопределённости, если бы тебя оставили одного, как…

  • Облачный атлас

    После просмотра рекламы молодёжной комедии, в которой за пять минут слово «член» прозвучало порядка шести раз, вместе с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments